► Главная

Вадим Запорожцев

Йога в вопросах и ответах

Йога расписание :

▪ Занятия йогой

▪ Семинары по йоге

▪ Ретриты по йоге

▪ Лекции по йоге

Как нас найти

Преподавать йогу

Книги и тексты по йоге

Аудио по йоге :

▪ Мантры

▪ Аудиокниги по йоге

▪ Английский язык для йоги

Фильмы по йоге :

▪ Хатха Йога Самоучитель

▪ Крия Йога Самоучитель

▪ Кундалини Мантра Йога

Йога галерея

Архив лекций и семинаров по йоге (аудио, видео, текст)

Йога радио

Йога подкаст

Йога форум

Где все купить

 

► Виды йоги :

▪ Хатха йога

▪ Крия йога

▪ Мантра йога

▪ Пранаяма йога

▪ Медитация и йога

▪ Кундалини йога

▪ Карма йога

▪ Джнана йога

▪ Янтра йога

▪ Раджа йога

▪ Бхакти йога

▪ Йога сновидений

▪ Йога преподавания

▪ Лайя йога

▪ Ньяса йога

▪ Нада йога

▪ Йога Сутры Патанджали

▪ Йога Шива Самхита

▪ Йога Ананда Лахари

▪ Йога Союза

▪ Тантра Йога

▪ Йога Влюбленности

▪ Образ жизни йогов

 

 

 

 

Как стать преподавателем йоги.

 

Курсы обучения инструкторов йоги Культурного Центра «Просветление» при Открытом  Йога Университете в Москве.

 

 

Культурный Центр «Просветление» при Открытом Йога Университете в Москве проводит обучение инструкторов йоги.

 

Если вы чувствуете, что йога - это ваше призвание. Если йога стала неотъемлемой частью вашей жизни и вы имеете силу, упорство и волю практиковать и распространять это древнее учение дальше, то вам имеет смысл узнать подробнее о курсах подготовки преподавателей йоги в Культурном Центре «Просветление» при Открытом Йога Университете в Москве.

 

Срок обучения длится от 2 до 4 лет в зависимости от успехов обучающихся и сдачи соответствующих экзаменов.

 

Процесс обучения разбит на три этапа.

 

1 этап.  Предварительные  курсы подготовки для преподавателей.

Этот этап предполагает:

- регулярное  посещение групповых занятий в нашем центре, минимум 2 раза в неделю;

- обязательное посещение лекций, семинаров;

- ознакомление с архивами школы (видео, аудио, тексты);

- посильная помощь в продвижении йоги.

На этом этапе вы знакомитесь с традицией нашей школы, окончательно определяетесь для себя, хотите ли вы преподавать йогу в дальнейшем, ваша ли это школа. С другой стороны, мы присматриваемся к вам, отмечаем насколько вы серьезно и осознанно относитесь к йоге, насколько вы исполнительны и активны.

По окончании курса, если вы намерены продолжать учебу  дальше,  вас зачисляют на следующий курс для преподавателей йоги. Как показывает наш опыт, этот этап длится от шести месяцев до года, в зависимости от того,  как активно человек работает.

 

2 этап. Курсы по подготовки преподавателей.

Курсы по подготовки преподавателей для тех, кто прошел предварительные курсы. Этот этап проводятся для людей, которые имеют намерение в будущем прямо или косвенно распространять знания йоги. Прямо - это через преподавание, косвенно - это через работу, так или иначе связанную с йогой. Этот этап предполагает углубленное изучение теории и практики йоги, в конце курса проходит специализация обучающегося.

 

3 этап. Высшие курсы подготовки преподавателей.

Предназначены для тех, кто  будет активно распространять знания йоги через проведение занятий по йоге, лекций, семинаров. После завершения курса выдается сертификат.

 

Требования к будущим преподавателям.

 

Итак, чтобы пройти курс подготовки для преподавателей йоги, вам следует:

1. Соблюдать общие принципы йоги. Эти принципы являются основополагающими….

 

Первый принцип йоги - непричинение вреда ни одному  живому существу, без крайней на то необходимости. Нам не нужны люди злые, эгоистичные. Как правило,  такие люди в йоге долго сами не задерживаются, но не хочется тратить время на них, ведь, сколько таких, которые действительно горят желанием изменить мир к лучшему. Как не банально будет сказано, но человек, который принял решение преподавать йогу, должен быть добрым…Преподавание должно стать очень серьезным, обдуманным решением. Чтобы это были не корыстные и эгоистичные мотивации, а искреннее желание помочь другим.

 Второй принцип йоги - нерастрачивание сил и времени понапрасну.  Жизненных сил и времени  у нас достаточно, проблема заключается в том,  мы неграмотно используем все наши ресурсы  - теряемся на мелочах, тогда как на более важные моменты уже не остается сил. Нужно выбрать в своей жизни  приоритеты, и не размениваться на то, что не ведет вас к цели.  Если вы определились для себя и приняли окончательное решение преподавать йогу, то йога с этого момента должна стать одним из важнейших приоритетов  в вашей жизни.  

Без соблюдения  этих двух общих принципов ваше обучение будет просто невозможно.

 

2. К будущим преподавателем мы предъявляем повышенные и даже жесткие требования в работе и учебе. Вы можете просто посещать наши лекции, занятия и семинары и мы не контролируем насколько вы усваиваете тот материал, который мы излагаем. Но если вы будущий преподаватель и понесете это учение дальше, то вы обязаны разбираться во многих аспектах йоги. Ведь люди, которых вы будете учить уникальны, каждый со своим миром. Поэтому йога - это не ремесло, где достаточно разучить десяток другой поз и зазубрить пару тройку умных фраз, это не способ зарабатывать деньги по принципу вчера учил аэробике, а сегодня йоге, завтра танцам. Преподавание йоги - это тяжелая, ответственная, часто неблагодарная работа. Эта работа много даст вам на вашем внутреннем пути самопознания, но она много потребует от вас.

 

3. Вам следует узнать о нашей  школе через доступный в настоящий момент видео и аудио материал.

Вы могли ранее интересоваться йогой в других школах или через книги и приобрести для себя какой-то опыт, какие-то концепции, но нам важно, чтобы вы усвоили наш подход в йоге, нашу традицию. Все ваши предыдущие знания, полученные раньше на тему йоги, не будут учитываться. Если вы хотите преподавать от нашей школы,  вы должны понимать и знать наш подход, наше направление...

 

4. Вы должны регулярно посещать наши занятия, лекции, семинары.

Чтобы передавать знания другим, нужно сначала его получить, усвоить, реализовать. Без постоянной, регулярной учебы это сделать невозможно. Чтобы понять,  ваша ли это школа йоги, ваш ли это подход, вы должны присмотреться к нам, и мы должны ближе познакомиться с вами. К сожалению много людей, которые много говорят о своем намерении стать преподавателями, а потом бесследно исчезают. Такие несерьезные претенденты нам не нужны. Как можно доверить им преподавание йоги и работу с людьми, которые будут изучать йогу.

 

5. Вам необходимо вовлечься  в работу  школы, связанную с продвижением йоги. Йога исчезает. То изобилие книг, журналов, фильмов по йоге иллюзорно. От качества работы каждого из нас зависит судьба йоги в будущем. Если вы считаете что делать ничего не надо, а все само собой сделается, то нам с вами не по пути. Если вы изучаете йогу  у нас, то настраивайтесь на серьезную каждодневную работу.

Т.е. человек каждую неделю берет на себя определенное количество работы по продвижению йоги, посильное для  него и выполняет ее. Это могут быть самые разные поручения, самые разные задания, от набивания текстов по йоге, до помощи в организации занятий. Наш принцип такой - кто больше работает, тому большее внимание и время мы уделяем. Тот, кто много и эффективно работает, быстрее проходит все этапы обучения. Нам не нужны мечтатели от йоги, нам нужны те, кто воплотит йогу в жизнь. Мы считаем что, тот, кто не работает тот не учится.

 

6. Если вы собираетесь изучать йогу где-либо еще, например, в Индии, то обращайтесь к нам только после завершения вашего обучения в этой другой школе йоги. Нам не нужны люди, которые мечутся и пытаются сидеть «на двух стульях»,  это не приветствуется. Такая ситуация, как показывает опыт, только плодит недоучек, а не преподавателей. Также если вы учились где-либо еще и теперь пришли учиться к нам, то мы безусловно всегда спрашиваем, почему вы бросили предыдущею школу йоги и не прошли там курсов подготовки преподавателей.

 

7. И самое главное, следует соблюдать дисциплину: не прерывать изучения йоги ни на день, регулярно посещать занятия  и выполнять работу в четко указанный срок.  Было много случаев, когда люди с энтузиазмом  брались за работу, но со временем их пыл остывал, наступали рутинные будни,  начинался внутренний процесс чисток, многие люди сразу же сдавались и  исчезали. А нам хочется, чтобы йогу несли люди сильные, целеустремленные, где-то даже с амбициями, те,  кто не сломается при первом же внутреннем испытании, а четко будет контролировать свои чувства, мысли  и действия.

 

8. Вы в любой момент можете приостановить свое обучение, без объяснения причин, но Вы должны обязательно  нас предупредить об этом.

 

По всем вопросам обращайтесь по телефонам : 8 (917) 544-56-86 ( Виктория ) Адрес: м. Новослободская, ул. Долгоруковская д. 29  Телефоны в Москве: 251-21-08; 251-33-67,  E-mail: yogacenter@mail.ru. Веб-сайт: www.yogacenter.ru

 

Итак, еще раз:

Первая стадия работы - вы познакомитесь со всем материалом, доступным в настоящий момент, а это - "Хатха йога самоучитель", "Крия йога самоучитель", "Кундалини мантра йога самоучитель"; наши аудиокниги: "Йога Сутра Патанджали с комментариями", "Ананда Лахари с комментариями" и в ближайшей перспективе - "108 афоризмов Тантра йоги" и "Шива Самхита с комментариями". Все эти материалы можно приобрести в нашем магазине по этому адресу.

Вторая стадия работы - активное посещение занятий, лекций и семинаров по йоге.

Третье необходимое условие - вы должны вовлечься в работу школы, связанную с продвижением йоги, т.е. человек каждую неделю берёт на себя небольшое количество работы, посильное для него и выполняет её. Это могут быть самые разные поручения, самые разные задания, от набивания текстов по йоге до рекламной поддержки. Чем больше будет ваш вклад в распространение йоги, тем больше наши преподаватели будут обращать на вас внимание. У нас принцип следующий: кто больше работает, тому и больший почёт, на того больше времени тратится, т.к. в противном случае в настоящий момент у нас, к сожалению, нет возможности тратить много времени на людей, которые просто интересуются йогой. Нам нужны люди, которые готовы посвятить йоге всю свою жизнь. Чтобы это было не модное увлечение на 2-3 года, а продуманное, взвешенное решение. Мы считаем, что йога стремительно исчезает, и любое реальное дело, направленное на то, чтобы эта древняя наука не исчезла, мы оцениваем очень и очень высоко. Именно на таких людей. которые помогают нам сохранить йогу, мы тратим свои силы. Это касается и индивидуальных занятий. Поэтому,  определитесь, насколько серьёзно вас интересует йога, насколько вы готовы вовлечься в неё, и в соответствии с этим предпринимайте дальнейшие шаги.

 

 

Подробнее читайте на нашем сайте www.openyoga.ru

 

Лекция от 14 июня 2008 года «Требования к будущим преподавателям йоги».

 

1. Автор: Вадим Запорожцев.        

 

2. Краткое описание: Эта лекция посвящена описанию основных требований, предъявляемых к будущим преподавателям йоги и тем причинам, которые мешают многим людям преподавать йогу. Йога стремительно исчезает, и сейчас очень нужны люди, готовые нести древнее знание йоги дальше. Это люди, которые, с одной стороны, досконально разбираются в древней традиции йоги, а с другой стороны ведут вполне современный образ жизни. Как правило, это люди добрые, сильные, полные оптимизма, готовые помочь всем живым существам. Можно выделить несколько основных причин, по которым «срезаются» многие подходящие кандидаты в преподаватели йоги – эгоизм (желание получить знание только для себя),  лень (нежелание работать на благо всех живых существ по распространению знаний йоги),  несоблюдение второго принципа йоги (растрачивание сил и времени понапрасну, обучение в нескольких школах йоги одновременно), уклон в мистическо-космическую тему (человек выглядит и ведет себя странно), и ряд других факторов. К сожалению, по этим критериям отсеивается большинство кандидатов в преподаватели йоги. Именно поэтому так важно, чтобы знания йоги распространялись как можно шире, и о них узнавали те люди, цель которых  - изучить и передать йогу дальше. Эти люди будут одновременно вести вполне современный образ жизни и продолжать древнюю традицию йоги. Только это залог того, что знание йоги сохранится!

 

3. Дата и место чтения текста: 14 июня 2008 года, Культурный Центр «Просветление» в Москве.

 

4. Аудио, видео и текст лекции принадлежат: Открытому Йога Университету в городе Москве (Школа йоги традиции Анандасвами). Вы имеете полное право копировать, тиражировать и распространять материалы этого сайта, желательно делайте ссылку на наш сайт www.openyoga.ru.

 

5. Текст напечатан: Еленой Зверевой.

 

6. Текст отредактирован: Воропаевой Марианной.

 

7. Адрес Школы Йоги: г. Москва, Россия, метро Новослободская, ул. Долгоруковская, дом 29, тел. 251-21-08, 251-33-67, Культурный Центр «Просветление». Сайты: www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru., www.happyoga.narod.ru.

 

8. Основной текст лекции.

 

   На прошлом занятии мы завершили цикл лекций, посвященных образу жизни йогов и йогинь, донесших до нас высочайшее знание йоги. Рассмотрели мы эту тему в том объеме, в котором мы можем хоть что-нибудь сказать об их образе жизни, потому что они все были крайне не публичные люди и не особо афишировали и демонстрировали свои жизненные проявления. И прежде чем перейти к следующей теме, я отвечу на вопросы, если они есть.

 

Ответы на вопросы по образу жизни йогов и йогинь.

 

Вопрос: Почему мы желаем счастья всем живым существам только три раза (во время медитации «да будут все живые существа счастливы» перед лекциями по субботам в КЦ «Просветление»)?

Вадим Запорожцев: А разве мало? Тут от некоторых и одного раза не дождешься. Эти три раза логичны. Какая у вас всех карма? Тем фактом, что вы живете в этом мире, у вас есть карма, если конечно кто-то из вас не просветленный учитель и только не прикидывается, что он пришел сюда слушать какие-то мои бредни. Карма бывает трех видов: негативная, позитивная и нейтральная. Негативная карма - это та, которая приводит к тому, что вы будете страдать; позитивная карма – это та, которая приводит к тому, что вы будете наслаждаться, нейтральная карма – это та, которая ничего не меняет (вот как было, так и осталось). Соответственно у вас есть эти три глобальные, серьезные зацепки в этом мире, цель йоги – выйти за пределы причины и следствия, выйти из плоскости кармы и стать свободным. Занятия йогой не для того, чтобы приобрести как можно больше положительной кармы, и не для того, чтобы уничтожить отрицательную карму, а для того, чтобы не было у вас кармы вообще ни положительной, ни отрицательной, чтобы вы вообще вышли из самого этого понятийного пространства кармы, только тогда вы станете свободными. Соответственно вас держат три веревочки, одна – карма позитивная, другая – карма негативная, третья – карма нейтральная. Обычно в древних текстах негативную карму сравнивали с тяжелыми кандалами на руках из железа, позитивная карма – это те же кандалы, только сделанные из золота, нейтральная карма – непонятно из чего сделана, как чемодан без ручки - и нести тяжело, и выбросить жалко, т.е. это что-то такое стабильное. Раз у вас есть карма этих трех видов, значит, вы уже что-то в прошлой или в этой жизни успели сделать, раз есть эти зацепки, от этих зацепок надо избавляться: положительной кармой нейтрализовать отрицательную карму, а затем отбросить все кармы - и положительную, и отрицательную. Отсюда и появляется пожелание три раза. В конце концов, что надо всем живым существам, которым вы что-либо должны? Все хотят счастья, абсолютно все. Только все по-разному представляют себе что такое счастье, для кого-то жизнь спасти – это счастье, а для кого-то череп проломить своему ближнему – это счастье, но самое обидное, что мы сами такими когда-то были, но об этом естественно сейчас не помним. Поэтому и есть три вида этой кармы, от которой надо отцепиться, вот поэтому три раза, а больше  - это уже избыток, а йоги люди практичные – зачем делать лишнее, если меньшим количеством можно всего достигнуть?

Вопрос: Природа кармы и природа майи одинаковая или разная? И природа ума?

Вадим Запорожцев: Понятно, что природа кармы сводится к природе майи, природа майи сводится к неведению. Т.е. по сути дела корни у всего этого одни и те же – неведение.  Поэтому эти вещи взаимосвязаны, если вы преодолеваете майю, то вы преодолеваете карму, если вы преодолеваете карму, то вы подходите к тому, чтобы преодолеть майю. Хотя в некоторых философских позициях это считается одним и тем же, но это уже очень тонкая метафизика. А в некоторых философских системах считается, что есть, допустим, вселенная, которая была порождена майей, но которая находится вне поля действия причины и следствия, вне времени, т.е. то, чем является карма. В одних школах йоги говорят, что есть действие майи без действия кармы, в других же школах йоги ничего по этому поводу не говорят, поэтому многие думают, что это одно и то же, но я не буду вас перегружать этой высочайшей аксиоматикой. Затем прозвучало еще такое добавление: природа ума. Под умом подразумеваются часто разные вещи. Первое – это принцип ума, это тот принцип, который возник во вселенной, он был сотворен одним из самых первых принципов – принцип разума, и только потом все остальные принципы. С другой стороны, мы понимаем под этим чисто бытовое каждодневное понятие нашего разума, нашего ума, так вот бытовое понятие – это сложный комплекс, состоящий из грубой материи, тонкой и причинной, и вот все это вместе называется разум или ум, работает он только лишь по одной причине: потому что он через себя позволяет проявляться этому изначальному принципу разума, который был создан вначале вселенной. Мое любимое сравнение: есть процесс горения бензина в воздухе, так придумано, что бензин в воздухе горит, это некий принцип, на этом принципе можно сделать двигатель вечного сгорания и построить «Мерседес», на котором можно ездить по городу Москва, вот точно так же и мы с вами имеем свой разум, который, в общем-то, очень сложная структура, но эта структура использует принцип разума, подобно тому, как Мерседес использует принцип горения, но для того, чтобы это горение правильным образом проистекало и правильным образом проявлялось, нужен этот огромный механизм, вот точно так же и мы с вами, нам нужен и на физическом уровне этот механизм, и на тонком, и на причинном.

Вопрос: Может ли в нашей вселенной проявить себя человек без кармы?

Вадим Запорожцев: Может и проявляет. Все учителя йоги, от которых мы получили высочайшее знание йоги, как раз и были те очень странные существа, которые внешне похожи на нас с вами, две руки, две ноги, мужчины и женщины и внешне мало чем от нас отличаются, но это иллюзорно, потому что у этих живых существ нет кармы, т.е. они свободны, они свободны делать все, что им заблагорассудится, они в эту вселенную приходят только для того, чтобы учить нас, у них кармы рождаться нет. Вот у нас с вами, обычных смертных, есть карма, дурная или положительная, вот мы родились в городе Москва или еще где-либо, согласно нашей карме, мы получили место рождения, условия рождения и получим продолжительность жизни со всеми вытекающими условиями, это во многом обусловлено нашей предварительной кармой, поэтому мы с вами если и свободные существа, то только отчасти. А вот есть существа, которые раньше были такими же людьми, как и мы, но теперь абсолютно свободные, у них нет кармы. И если они где-то появляются, то появляются не из-за своей кармы, а потому что они соизволили там появиться, как правило, они это делают из огромного сострадания к нам, они проявляются в этом мире, чтобы нас учить. Поэтому возможность появиться в нашей вселенной существа без кармы, в общем-то, рядовое явление. Я надеюсь, что в самом ближайшем будущем каждый из вас станет именно таким существом и поднимется над законом кармы, и если и будет заглядывать в город Москва или еще куда-нибудь, то исключительно для цели помощи всем живым существам, а все остальное время будете проводить так, как вам заблагорассудится.

 

 

Знание йоги стремительно исчезает… как помочь ему сохраниться?

 

Если вопросов больше нет, то сегодня будет следующая тема, которая близко связана с предыдущей темой. Мы с вами рассмотрели образ жизни йогов и йогинь, которые донесли до нас знание йоги, и возникает вопрос: «Хорошо, худо или бедно эти знания до нас дошли, а что дальше?» Вот сейчас какое-то количество знания йоги есть, а что дальше? А дальше начинается самое интересное, теперь наша задача – освоить весь накопившийся багаж знаний йоги и передать его по эстафете дальше, т.е. чтобы мы стали тем связующим звеном, которое передаст это знание в будущее и не были тем безответственным звеном, которое прервет на себе традицию, прервет знание йоги, прервет практики. К сожалению, на протяжении долгой истории человечества это случалось сплошь и рядом, когда могущественное знание йоги с каждым годом, десятилетием, столетием, тысячелетием постепенно теряло какие-то свои составные части. И когда встречаешь описание каких-то практик или каких-то сверхспособностей, которыми обладали йоги несколько тысяч лет назад, это в древних текстах, иногда в каких-то мифах, иногда в какой-то поэтической форме, то иногда возникает впечатление, что ты даже не понимаешь о чем там написано, т.е. настолько не укладывается в голове, что просто не понимаешь, о чем идет речь, ну тут же конечно возникают всякого рода гипотезы, не знаю, может они отчасти тоже где-справедливы, что это в древности инопланетяне прилетели и это знание нам оставили, и эти описания ближе к знаниям инопланетян, чем к знанию йоги, которое хранилось и дошло до нас, ну да, действительно, какие-то повозки по небу летают, какие-то оружия, по сравнению с которыми бомба, сброшенная на Хиросиму и Нагасаки, просто детский лепет, а все физики современные -Эйнштейны, Пенгеймеры и наши Сахаровы, Воздейльждовичи просто нервно курят в коридоре по сравнению с теми учеными мужами, которые творили в те времена. Так вот сейчас даже нет и намека, нет практик и техник, чтобы подойти и восстановить эти практики, т.е. часть знания потерялась, по всей видимости часть существенная, но не вся, какое-то небольшое количество все-таки до нас дожило и очень трудно оно доживало. Самое обидное, что даже из тех крупиц, которые дошли до нас, сейчас начинает большое количество знаний теряться, образ жизни меняется, вот в странах, где исторически хранилось это знание, там все меняется, там меняется уклад жизни, там меняются экономические предпосылки, чтобы поддерживать знание йоги. И если сейчас знание срочно не будет переведено на понятный для современного человека язык и не будет адаптировано, если мы не научимся его использовать, оно по всей видимости еще больше потеряется или вообще может исчезнуть. В истории были такие моменты, когда эти духовные знания исчезали, фактически это все эти сверхцивилизации, те же египетские, те же ассирийские и т.д., что мы о них знаем? – да ничего мы о них не знаем и археологические находки, которые сейчас кто-то интерпретирует, это то же самое, как сейчас взять мусорный бочок, вывалить из него какие-нибудь газеты рекламные и начать составлять представления о нашей жизни современной, вот седьмая вода на киселе получается.

Вопрос: То есть знание йоги может сейчас исчезнуть?

Вадим Запорожцев: Да, поэтому сейчас стоит очень жесткая необходимость сохранить те оставшиеся знания, которые до нас дошли, и сейчас как никогда возникает требование или необходимость в людях, которые с одной стороны полностью проникнуться древним знанием йоги, не по книжкам, не по байкам, а через реальную практику с одной стороны, а с другой стороны которые вели бы вполне современный образ жизни, примерно такой же, какой ведем мы с вами, т.е. чтобы они были в курсе современных событий, они могли бы пользоваться Интернетом и другими средствами коммуникации, чтобы они знали, где смеяться, когда им анекдот рассказывают, т.е. вменяемые во всех отношениях современные люди с одной стороны, с другой стороны, прекрасно разбирающиеся в древней практике йоги, вот такой мост, мост между культурами, мост между цивилизациями. Если такие люди не появятся, то будет плохо, сейчас наверное большинство книг по йоге - это в общем-то попса откровенная, иногда наглая, иногда мракобесье и бред по видом йоги, очень мало имеющий отношение к древнему знанию йоги, в лучшем случае это какой-то набор акробатических упражнений, в худшем даже и этого нет. Почему такое происходит? Потому что нет глубинного понимания корней, ядра знания йоги. Остается на поверхности что? Ну, скажем, физические упражнения той же Хатха-Йоги, это позы, которые надо делать, но т.к. никто не знает для чего они, и какие механизмы работы этих поз, то соответственно никто не может толком сказать, как их надо выполнять, и тут начинается раздрай, одни говорят, что выполнять надо много поз и по чуть-чуть, другие говорят, что мало и по долгу, третьи еще чего-то говорят, одни говорят, что чем сильнее изогнешься тем лучше, другие говорят, что не надо сильно изгибаться - позвоночник сломаете, при чем этот разброд мнений и в результате даже не понятно, как эту простую Хатха Йогу делать. Но тут надо отдать должное и честь многим современным последователям, что они как-то интуитивно рано или поздно выходят, во всяком случае они занимаются той же Хатха Йогой, получают результаты и у них в голове как-то нужные пояснения формируются, а у некоторых не формируются, для меня очень поразительно было, когда я один раз даже увидел по телевизору, как Хатха Йогой занимаются в кроссовках, т.е. это было для меня действительно откровения. Но бывает по-разному, не нам судить, наша задача – не дать остатку знания погибнуть, т.е. сейчас самое жесткое требование, которое йога предъявляет человечеству – это подходящие люди, или помните, как у нашего классика: «кадры решают всё». Т.е. если найдутся подходящие люди,  знание йоги сохранится.  

Вопрос: А как или где они найдутся, те люди, которые понесут йогу дальше?

Вадим Запорожцев: Для этого в этом мире должны родиться подходящие души, чтобы стать звеном между одной цивилизацией и другой, а подходящие души не особо склонны здесь рождаться, делать здесь нечего, народ не особо чтобы интересовался какими-то духовными практиками, в общем-то все завязано на каких-то других ценностях и не только это в нашей стране, не только в славной Америке, не только в расчудесной Индии, это везде. У китайцев есть такая поговорка: «не дай тебе бог жить в эпоху перемен», а сейчас как раз такая эпоха перемен, когда и гроша ломаного никто за твою жизнь не даст, начнется какая-нибудь война и тебя в капусту, вспомните Вторую мировую войну, а мы ведь цивилизованные люди. Так вот рождаться, чтобы попасть под раздачу, не особо хочется, тем более, что у этих душ, у этих людей, достаточно хорошая карма, чтобы выбирать, где рождаться, но с другой стороны, если не будет рождаться таких людей, то никто и не осуществит этот переход, чтобы знание не прервалось, хотя бы до той поры, пока наше человечество все-таки не возьмется за голову, когда принципы гуманизма и неубийства, ненасилия не станут такими очевидными, как божий день, к сожалению тема гуманизма, тема того, что плохо делать кому-то плохо, до сих пор еще не дошла до огромной части людей, пока на словах только все белые и пушистые, т.е. да, убивать никого не надо, только того парня, того и того, кто этажом ниже, т.е мы тащим наследие жизни в телах животных. Так вот нужны такие люди, и если они появляться не будут, то всё, я абсолютно не утрирую, вообще йога самое оптимистичная наука, она говорит, что «сейчас всё хорошо, а будет еще лучше», я полностью согласен с этим, каждый в этом мире получает по своим заслугам, т.е. согласно своей карме, и если у нас вот такая ужасная карма, что от нас уйдет знание йоги и что мы провалимся в духовное средневековье, то так нам и надо, чтобы была еще одна очередная война, потом еще чего-нибудь нехорошее, чтобы дозрели. Но видите ли в чем дело, есть шанс, чтобы всего этого избежать, вот мы стоим сейчас на развилке дорог, можно в одну сторону пойти, можно в другую, тот факт, что человечество еще само себя не уничтожило, то это скорее из разряда курьезов и действительно чудес. Хорошо, я согласен, Гитлер войну начал, но что бы он сделал? – ну перебил бы половину населения, но другая бы половина выжила бы где-нибудь в лесах, а сейчас начнутся все эти ядерно-химически-бактериалогические проблемы… так тараканы только останутся на планете, и то говорят, что не все. В йоге есть такой закон, который очень созвучен с таким классическим марксиским законом о переходе количества в качество, человечество накапливает энергию, ресурс, человечество становится все более и более могущественным, но если не будет качественного скачка сознания или понимания своего места в мире и понимания духовных законов, то вся эта накопившаяся энергия смоет человечество с лица земли, это как перегородить реку, вода поднимается, поднимается, поднимается и если гидроэлектростанцию не построил, то прорыв и всё. Тема на самом деле не смешная. Говорят, что где-то высоко в горах, что называется не в нашем районе, где-то в Тибете, ламы, йоги, учителя человечества не спят, не едят, а проводят благие церемонии, какие-то тайные обряды, которые хоть отчасти нейтрализуют нашу негативную карму, т.е. вот мы цивилизованные люди очередное зверство устраиваем и расплата должна уже прийти, а они на другую чашу весов… делают какой-нибудь ритуал калачакры, чтобы хоть как-то уравновесить чаши весов и вот говорят, что их молитвами и живем, пока сами не поумнеем. Но с другой стороны, как опять же говорят эти учителя йоги, это достаточно такой характерный период для любой цивилизации - пока ребенок маленький, он что называется ходит в туалет под себя, он еще не понимает, что для этого есть другие места, поэтому он нуждается в защите и опеке, вот точно так же и мы, человечество современное, мы пока еще, прошу прощение, гадим под себя и запах от нас не самый приятный, а учителя человечества, как те заботливые родители время от времени меняют нам пеленки, а то когда мы совсем загадим их, то нам становится очень плохо и мы начинаем плакать, для человечества это в виде каких-то катастроф, эпидемий, войн. И вся надежда на то, что эти крупицы знания, которые сохранились, будут распространены по всему человечеству, человечество их воспримет и начнет претворять в жизнь.

Вопрос: То есть это знание йоги?

Вадим Запорожцев: Да. Что хорошо, так это то, что это знание практическое, это не абстрактная философия, философий можно придумать сколько угодно, это та философия, которая конкретно говорит, что надо делать, например, та же Хатха Йога, где все четко, ясно и понятно, делай раз, делай два, делай три, более того, даже если что-то не понятно и ты будешь делать, то все равно придет и результат и дальнейшее понимание, этим и хороши знания йоги. Но еще раз - проблема заключается в том, чтобы это знание донести, поэтому лично у меня головная боль следующая: я веду курсы подготовки преподавателей йоги, дело это тяжелое, долгое, нудное, неблагодарное и деваться некуда, если я получил какой-то объем знаний, то согласно учению йоги я должен его передать дальше, прежде чем я имею права претендовать на следующую порцию для себя лично. Вот я такой маленький эгоистик здесь сижу, вот хочу я, например, обладать знаниями, чтобы летать по воздуху, прихожу я к своим учителям и говорю: «Гуру, дай меня мантру, чтобы я сквозь стены проходил и летал по воздуху», а он мне говорит: «Как же, вот давече дал тебе мантру богатства и благополучия, ты ей воспользовался, а ты передал ее людям дальше?», а я говорю: «Нет», а он говорит: «Значит, и не летать тебе по воздуху, пока не передашь то, что мы тебе дали до этого». Т.е. вот этот принцип антиэгоизма в любой школе присутствует, если мы претендуем на какие-то очень сильные серьезные методы, если мы не претендуем на сильные серьезные методы, то вперед, иди общим строем постепенненько, но если мы хотим получить какие-то высшие знания, то мы сперва должны отдать те знания, которые мы уже получили, иначе цепочка прервется. И вот у меня лично возникает корыстный интерес, я хочу получить новое знание йоги, которого у меня еще нет, но я его никогда не получу раньше, чем я не передам старое, т.е. то, которое у меня уже есть. Для того, чтобы передать старое, мне надо найти хоть кого-нибудь, кто готов его воспринять, вот для этого и есть курсы для преподавателей йоги, я не хочу сказать, что я такой альтруист, что я хочу облагодетельствовать и т.д., я наоборот сгущаю отрицательную сторону красок, потому что на самом деле нет разницы, делаем ли мы это с позиции предельного альтруизма, или мы это делаем с позиции умного эгоизма, главное, что мы это делаем.

 

Основные факторы, которые «срезают» будущих преподавателей йоги.

 

Эта лекция посвящена тем моментам, с которыми я столкнулся при подготовке будущих преподавателей йоги. Можно было бы написать такой рассказ «Как я искал людей, которым надо передать знание йоги».

 

Эгоизм.

 

1. Самое первое с чем я столкнулся - что люди меньше всего настроены альтруистично, если они хотят каких-то знаний, то они хотят себе лично, либо для того, чтобы ими пользоваться, либо для того, чтобы удовлетворить свое любопытство и т.п., альтруизмом здесь у нас как-то попахивает плохо. Поэтому сразу же отсеивается огромное количество людей, которые в принципе могли бы претендовать. Например, приходит человек, очень умный, обладает умом и сообразительностью, но этих альтруистичных начал я в нем не вижу, он идет на курсы преподавателей йоги только для того, чтобы, как ему кажется, получить знания, которых не дают для всех остальных людей, и тут для него первое разочарование, когда я говорю, что все, что я даю на курсах для преподавателей йоги, это все то же самое, что я даю в открытую, только там мы прорабатываем эти темы более скрупулезно, более долго, более скучно и это требует больших от человека усилий.

 

Лень.

 

2. Но находятся люди, которые говорят: «Да, действительно, облагодетельствуем планету, я готов», и приходят учится, я сразу же провожу другую долгую беседу и говорю: «Ну ты ж понимаешь, работать придется», он говорит: «Да-да-да, работать буду», потом я начинаю преподавать и говорю: «А теперь надо сделать то-то и то-то», и такой человек страшно удивляется: «Как, я что-то должен делать, я должен распространять знания?». А работы по распространению знания йоги много, например, выложи текст в Интернете, чтобы любой желающий мог с ним ознакомиться, кто-то не умеет с Интернетом работать, с чем-то другим начинает работать. Значит, я начинаю просить людей что-то полезное делать и вижу в их глазах полнейшее непонимание: «а чего это они должны что-то делать?», а я говорю: «Ну как же, надо же трудиться для блага всех живых существ», а они думали, что это простые слова, а работа очень суровая, очень серьезная, напряжения очень сильное, времени, чтобы заниматься и тем и другим и пятым и десятым, не будет хватать, обучаясь на курсах преподавания йоги. Поэтому второй принцип, который всплывает, и он не только наш, он в любой школе йоги: кто не работает, тот не учится. На этом этапе тоже много срезается людей и их уносит.

 

Несоблюдение первого принципа йоги.

 

3. Дальше следующие основополагающие принципы, из-за которых люди, которые могли бы стать связующим звеном между древним знанием йоги и современным человечеством, постепенно срезаются, срезаются и срезаются. Ну с чего начинается, что называется, родина, с чего начинается йога? Первый принцип – не причинение вреда ни одному живому существу. И вот тут тоже начинаются чудеса, что вроде все белые и пушистые, вроде никто особо дубинкой череп не разламывает ближнему своему, но я вдруг сталкиваюсь с другими проявлениями причинение вреда, такими косвенными. Например, вот он начинает про своих друзей, знакомых распространять слухи, сплетни, знаете, такая подковерщина. Я очень удивляюсь, ведь это же причинение вреда, не обязательно же какого-то надо бить дубиной, чтобы причинять вред, вред можно сделать и словом неуместным. И вдруг выясняется, что этот принцип не особо до всех доходит, что надо действительно не причинять вреда без крайней на то необходимости. И есть еще уважительное какое-то отношение, когда человека, ну, завело, ну понесло его и он не соображает, что делает, потом остановился, за голову схватился: «Да-да, был не прав» - это нормально, это бывает, действительно, что называется, наследие жизни в телах животных, хуже всего другое, это когда человек сознательно начинает какие-то козни плести и самое обидное мне сталкиваться с этим среди йоги, когда учитель одной школы йоги начинает грязью поливать учителя другой школы йоги, которая по его мнению не йога. Понятно, что если есть такие тенденции, то, о каком преподавании йоги может быть речь, о каком перенесении знания может быть речь? И тут следующие раз и срезались.

 

Несоблюдение второго принципа йоги.

 

4. Следующий принцип йоги - это нерастрачивание сил и времени понапрасну, или по-другому можно сказать - не тратить энергию и не направлять сознание на все предметы, явления, людей, занятия, которые не ведут нас к нашей цели. Приходят люди, вроде не причиняют никому вреда, вроде соответствуют, начинаешь спрашивать: «Ну, хорошо, как ты там живешь?» и выясняется, что он еще параллельно с тем, что учится у тебя одной традиции йоги, изучает борьбу нанайских мальчиков в другой школе йоги, что-то еще в третьей и еще что-то вообще не из йоги, и ладно, если это направления близкие или дополняющие друг друга, но когда они антагонистичны друг другу я понимаю, что такого человека носит туда, где интересно, обычно, когда попадаешь в новую среду, в новое учение, течение, все такое восторженно-торжественно-интересное, а потом начинаются будни, а в будни становится скучно. Но если время от времени прыгать с одной школы йоги или с одной тусовки на другую и так бегать по кругу, то можно обеспечить себе вечный праздник чего-то нового и интересного, но нигде такой человек не остается надолго, он просто распыляется. Но как правило у такого человека не только с йогой проблемы, у такого человека как правило всегда проблемы с работой, с жильем, с родными и близкими, он растрачивается. В результате вроде человек подходящий, вроде есть у него все предпосылки, но нет самого главного, что надо концентрироваться на цели и эту цель выполнять, а не растрачивать свои усилия, это то же самое, как если тебе надо проломить стену, то бей кулаком, а не растопыренными пальцами, все пальцы себе переломаешь, если ты конечно не мастер кунфу и не можешь пальцем протыкать эту стену.  И тут опять часть бац и срезалась.

 

Ориентация на «мистически-космическую» тему

 

5. Дальше идут более мелкие моменты, на которых тоже постоянно срезаются. Встречаются люди, как мы их называем «несколько странные», они безобидные, они беззлобные, они действительно никому вреда не делают, они действительно хотят облагодетельствовать человечество и вроде как всю свою энергию направляют в одно русло, но у них постоянно какая-то мистически-космическая тема, с кем-то они там всё контактируют, кого-то они видят, какие-то послания получают. И все бы ничего, но вы понимаете, что обучать такого человека…ну, бывает разное, кто-то марки собирает, кто-то вышивает крестиком, кто-то сигналы ловит космические, вот представляете этому человеку йогу нужно дальше нести, а он на занятиях начнет эту пургу гнать, от него же народ разбежится, т.е. он не понесет эту традицию дальше, он просто будет распугивать всех, ну конечно же найдется пара последователей, но пара – это же не спасение человечества, основная же масса придерживается других взглядов на жизнь. Еще эти мистически-космические люди очень плохо контактируют с другими людьми, они контактируют только с теми, кто признает их видение, т.е. находят общий язык только с теми, кто видит точно так же как и они, а всех остальных они просто не воспринимают. А им же надо во время обучения (это же серьезная работа)…там и личная практика, там и некие диспуты с товарищами, чтобы лучше и самому понять и разъяснить какие-то вопросы и какая-то совместная работа, т.е. нужна какая-то коммуникабельность, а вот у этих странных людей с коммуникабельностью очень плохо. И наконец, что самое обидное, их как правило начинают бояться, потому что не все уверены в их психическом здоровье: сегодня он что-то видит, а завтра тебя ножичком пырнет. Т.е. люди естественным образом думают, когда кто-то странный заходит и начинает себя неадекватно вести, а может он болен, может и небезопасно? Т.е. еще одна часть людей срезается и уходит.

 

А мое ли это дело  - преподавать йогу?

 

6. Наконец дальше остается вот эта маленькая группа людей и вроде все подходит, все замечательно, но начинаешь с ними разговаривать: «А вообще йогу то понесешь в жизнь, а вообще твое или не твое?», сложный вопрос, на самом деле однозначно нельзя ответить на этот вопрос и в любой школе йоги никто не заставляет: «Вот иди обращай в нашу философию максимальное количество людей» - этого нет в йоге, на такие подвиги людей не сподвигают, но когда человек хороший во всех отношениях, но не знает йога это его или не его, т.е. это то без чего он не может жить или это то без чего он может жить. Есть такой афоризм преподавания йоги: если можешь не преподавать йогу – не преподавай. И тут еще одна часть срезается и уходит.

 

Нытье.

 

7. Следующий момент – это наша извечная привычка ныть. Мы ноем, у нас вечно все плохо, денег мало, квартира плохая, жена стерва, все плохо, продукты генетически-модифицированно-фальсифицированы, природа уже не та, что была, а будет хуже. В общем, все плохо, абсолютно все в черном цвете и мы вечно ноем и самим нам плохо. И вот мы ноем, ноем, ноем, вот такая психология нытья, но это встречается не везде, в той же Америке прямо противоположная психология, там наоборот, как только начнешь ныть, то все от тебя начнут шарахаться, это наша русская отличительная черта, что вроде как поплакался и вроде как и полегчало и проблему решать не надо. Но тут проблема в том, что если человек несет йогу, то он должен другим внушать оптимизм, энергию, силу, а если он сам начнет расклеиваться, то это плохо, не скажу, что это очень большая проблема, но на самом деле она резко тормозит обучение. Все мы получило то, что заслужили кармой, даже по-другому: мы получили лучше, чем заслужили кармой, на самом деле карма у нас еще хуже, но вселенная она как любящая мать, когда ребенок безобразничает и надо уж совсем сильно набезобразничать, чтобы тебя отшлепали.

 

 

Любители Индии.

8. Дальше еще интереснее начинается. Вот это ядро тает, тает, тает. В узких кругах йоги наша школа считается одной из самых быстрых и действительно, чтобы подготовить инструктора йоги у нас уходит где-то года четыре, т.е. не 20 лет, не 40 лет или не как согласно канонам в Индии 10 лет сиди у ног учителя, присматривайся к учителю, а потом еще учитель 10 лет присматривается к ученику, и только потом они начинают там чего-нибудь изучать. Если мы будем такими темпами продвигаться, то от йоги точно ничего не останется, но вот эти 3-4 года из жизни, чтобы стать преподавателем йоги, надо потратить. Ну а как иначе? Как вообще въехать в эти глубины философий? Причем потратить не просто так, чтобы сидеть и просто учиться и больше ничего не делать, нет, учиться и активно распространять знания йоги, иначе будет тоже такой эгоизм, что сперва я выучусь, а потом буду что-то делать, нет, вы помните принцип: кто не работает, тот не учится, поэтому начинаешь учиться, начинай работать по полной программе, это строго у нас. И вот выясняется, вроде человек уже пришел… понятно, что никто не знает своей судьбы, никто не знает, что будет завтра, а уж тем более планировать на такой большой срок как 4 года, этого никто от человека не требует, но когда выясняется, что он в течение этого времени планирует посетить еще все святые места в Индии, пару месяцев помедитировать в пещере в Гималаях, у тибетских лам побывать и еще в других местах силы, при чем он это закладывает наперед, т.е. тут понятно, что он будет пропускать свое обучение здесь. Ну попробуйте поступите куда-нибудь в МГУ, поучитесь там годик, а потом придите к ректору и скажите: «Вы знаете, все хорошо, но сейчас на пару лет в Индию, а потом приеду и буду продолжать», ну еще и не всякому студенту дадут академический отпуск, почему-то все думают, что обучение йоги – это простая вещь, есть разделы йоги, которые ничем не уступают по своей сложности высшей математики или квантовой физике. Значит, выясняется, что этот человек не серьезно к этому относится, а т.к. время от времени обучение у нас бесплатное, потому что те спонсоры, которые платят за обучение тех людей - очень хорошие благородные люди, они сами когда-то прошли эту школу, они понимают, что не у всех есть деньги платить за обучение, очень часто у нас целые курсы проходят на бесплатном обучении, это не всегда бывает. Получается, что вроде как человек поступил к нам, вроде учится, вроде пользуется этой спонсорской поддержкой, а потом раз и уехал куда-нибудь в Индию – это некрасиво, эти же деньги не с Луны свалились, кто-то же их зарабатывал.

 

Надоело.

 

9. Потом наступает вторая волна… Человек, когда приходит в йогу, он вовлекается, первый месяцок он и учится и работает на подъеме, все новое, все интересное, ждет что вот-вот и начнет по воздуху летать и третьим глазом смотреть, а тут рутина, изо дня в день, из недели в неделю, надо эту аксиоматику зубрить, долбить, надо то делать, сё, пятое, десятое, скучно становится. И вот тут другая попытка халявы, т.е. человек начинает все больше и больше халявить, блеск в глазах начинает тускнуть и процесс замедляется. Значит, на этом моменте еще часть людей срезается.

 

Страх… компьютера, Интернета и современных технологий

 

10. Потом есть еще одна категория людей… но это редко бывает, но хоть и редко, но определенный процент такие люди составляют. Приходит человек и вроде по всем критериям абсолютно подходит и я ему говорю: «21 век! Современные средства коммуникации, давай компьютером овладей, в Интернете чего-нибудь сделай», на что он мне заявляет, что все это от лукавого и вообще у него дома даже телевизора нет, потому что он его не смотрит и вообще всё это мракобесье, а дни он проводит в медитациях и в занятиях и старается на автобусах не ездить, а все больше пешком ходить. Но я его спрашиваю: «А что ж ты тогда в московской квартире живешь? В какую-нибудь пещеру в Гималаях бы залез тогда», на что он: «Неее, хочу пещеру со всеми удобствами». Понимаете, что если уж быть до конца последовательным, и если ты отказываешься от цивилизации, ну почему нет?- есть люди, которые считают, что это их отвлекает, что это мешает им в продвижении в йоге, ну действительно почему нет? – включаешь телевизор и там действительно дебилизм какой-то, несколько часов посмотришь и начинаешь сомневаться в своем рассудке. Вы помните, что человек должен связывать две цивилизации, он должен одной ногой стоять в той древней традиции и месяцок другой в пещере пожить в Гималаях, как говорится сам бог велел, но это только одной ногой, а другой он должен вести современный образ жизни, а он мне начинает заявлять, что не-не надо здесь реанимировать старую добрую Индию, желательно где-нибудь здесь в Подмосковье ашрам построить, землянку вырыть, питаться какими-нубудь лесными орехами, одеваться в одежду, которую ты сплел сам из бересты. В общем, своеобразные такие личности, по-своему цельные, по-своему красивые, интересные, но не в них сейчас потребность у человечества и поэтому к сожалению будь они хоть три раза преданные йоге, но они получают знание йоги по остаточному принципу, потому что у них эгоизм, они хотят для себя и они хотят, чтобы все человечество жило, как они, они хотят все человечество загнать по пещерам, они хотят у всех отключить радио, телефоны, телевизоры, Интернет и пр. И это их право - хотеть, но наше право – не хотеть так, как они хотят, т.е. тут должен быть какой-то компромисс, и вот тут слетает тоже много людей. Ну типичная ситуация, вот приходит человек и говорит, что хочет изучить такой-то раздел йоги, смотрю вменяемый нормальный человек, осмысленные вопросы задает, я говорю, что ну зайди на сайт, там опубликовано, и выясняется, что даже Интернетом пользоваться не может. Вот скажите, это что, это заслуга, это глупость, это попытка остановить развитие человечества или наоборот пустить его вспять опять назад к природе? Очень сложная тема, но на самом деле есть процент людей, которые этим бредят, они строят ашрамы, они строят монастыри, они загоняют людей…, вот немножко чем-то таким сектантским попахивает «все в ряд, друг другу в затылок, наголо подстриженные, в оранжевых одеждах, в ногу маршируют, мантру поют», ну может пожить в такой атмосфере годик другой может и полезно для каждого человека, действительно посмотреть на нашу цивилизацию другими глазами, даже когда в поход уходишь на две недели без света, без электричества, раз и всё, и мир другой, иногда полезно, но когда пытаются загнать все человечество в этот рай, то это сомнительно, но в любом случае насколько мне известно друзья, я не располагаю данными, ими никто не располагает, но насколько мне известно, учителя йоги передают знания им в последнюю очередь. И вот иногда я сталкивался с очень интересным явлением, я сейчас не буду называть имен, школ и т.д. и даже не только в йоге, но и в других традиция, что иногда какой-то просветленный учитель приезжает в какую-нибудь западную страну, берет первого попавшегося вменяемого балбеса, какого-нибудь хиппи, или растамана, так вот иногда из такого человека бывает больше пользы для всего дела, чем от самого скрупулезного адепта тайных наук, у которого все так, как было в средневековой Индии 500 лет назад. А нам надо распространять знания, что же на скалах молотком выбивать буквы, нет, понятно, что их надо как-то печатать, как-то распространять, фильмы снимать.

 

Переучивать сложнее

 

11. Йога едина. В нашей школе такая политика, что всем людям, которые произносят и всячески продвигают йогу - памятник при жизни, они уже создают общий положительный фон, даже если у них полнейшая попса, человек к ним попадает, получает неудовольствие и потом ищет что-то более серьезное. Т.е. любому, кто говорит слово йога, памятник при жизни. Но бывает так, что иногда люди хотят чего-то одного (согласно тому, как написано в книжках про какую-нибудь традицию), попадают к нам, а у нас совершенно другой подход, вот такой я эгоист, я считаю, что наш подход самый лучший, имею право, я же не говорю, что чужой подход хуже, просто мне мой больше нравится. И когда ко мне приходят и говорят: «А вы знаете, вот у них по-другому», ну что я могу сказать, ну, по-другому и по-другому, а у меня так. Тоже такое недопонимание, как состыковывается одна традиция с другой, одна школа йоги и с другой школой йоги, на самом деле это, конечно, не очень серьезные вопросы, они преодолеваются по мере изучения аксиоматики йоги, человек начинает прекрасно понимать, как из одной школы йоги вывести другую, т.е. где их общие корни. Но печальнее другое, когда человек приходит с опытом, он приходит и говорит: «Ваша школа чудесная и замечательная, я хочу у вам учиться, но сделайте мне поблажку, я ведь в Гималаях 3 года в монастыре учился, в Индии пару лет учился, в Америке учился, у меня миллион сертификатов, посвящений, может быть как-нибудь быстренько у вас за пару месяцев, я же уже обладаю знаниями, я же уже учился?», на самом деле это вещь, которая скорее играет дурную службу с человеком, чем положительную, во-первых, вы должны помнить, что в любой школе йоги очень настороженное отношение к летунам, т.е. если где-то учился и там не остался, т.е. я понимаю, что может быть человек учился и не нашел того, чего искал, бывает и такое, но если он не нашел того, чего искал, то как я могу ему зачитывать тот опыт? – я не могу. Поэтому я всегда говорю: «Друзья, предыдущий опыт не зачитывается, все начинаем с нуля, с первого класса», и тут глаза претендентов на роль адептов тайных наук тускнеют и как-то уже не особо и интересно учиться становится. А куда я денусь? Я может и рад бы их принять, может они действительно что-то ценное изучили, но я в этом не уверен, мне за них отвечать, а выяснится потом, что вместо принципа не причинения вреда ни одному живому существу, он «не» потерял. Я должен быть уверен, что все Окей, а времени у меня, чтобы его проверять, нет, мне же надо знать ту традицию, в которой он учился, а я же ее не знаю, поэтому приходится изучать все с самого начала. Поэтому это тоже срезает часть людей-претендентов. А иногда совсем интересные бывают казусы, еще раз, всем учителям и школам йоги, которые продвигают йогу, памятник при жизни, но это не значит, что там не может быть вещей, с которыми я не согласен, точнее не то чтобы я, кто я такой, но у меня есть традиция, у меня есть основные принципы, и если я сталкиваюсь, к примеру, что второй принцип йоги – не растрачивай сил и времени – в другой школе не так, чтобы особо соблюдался, то у меня определенные вопросы возникают, хотя я не имею права их произносить, кто я такой, но у меня по-другому, поэтому раз и всё и иногда это конфликт, и чтобы этот конфликт не возник в течение дальнейшего обучения, приходится эти правила прописывать с самого начала.

 

Халява.

 

12.Следующее, на чем еще люди срезаются, это лень-матушка. Это наша национальная черта, как у Иванушки-дурочка лежать на печке и ничего не делать. Я понимаю, что если ты действительно йог последнего посвящения и находишься в саттве, что тебе достаточно просто помыслить, как оно само все делается, то ты можешь лежать на печи и ничего не делать, не посещать ни занятий, ни семинаров, но если ты еще не достиг состояния саттвы (благости), а лежишь на печи и ничего не делаешь, то я склонен это интерпретировать, как тамас (тупость, лень и нежелание учиться). К сожалению, хорошие люди йоги, но среди них тоже встречаются это нехорошее качество – лень. Даже бывают очень подающие надежды, а смотришь и на занятия перестал ходить или ходить через пень колоду, на семинарах его не видно, перестает чего-то изучать, как в болоте увязает, увязает, увязает. Ну а что я могу сделать? Условия очень жесткие, я же не могу ради него повторять курс второй раз или какие-то вещи по 50 раз объяснять, либо жди следующего курса, который будет не пойми когда, или до свидания. А люди бывают очень достойные, очень хорошие. Но если я начну на это закрывать глаза, то везде халява распространится, а нет ничего более страшного и не только в йоге, а вообще в жизни, чем халява. Самое страшное место работы, это где вы ничего не делаете, даже если вам платят бешеные деньги, вы теряете хватку, вы теряете нюх, потом эта работа высокоплачиваемая от вас уходит, а вы уже не те, вам бы напрячься, а вам уже не охота. Поэтому халява, безделье, ничего не делание - это очень страшный бич. Я помню, у меня один товарищ был, йогу изучал, и в бизнесе очень серьезно работал, и вот как-то он искал себе новое место работы, прошел собеседование, хорошая была там зарплата, все условия хорошие, а он отказался, и на вопрос почему, ответил очень дипломатично: «Перспектив нет», т.е. вот ты будешь сидеть этим клерком, получать хорошие деньги, делать какую-то свою рутинную операцию, чуть что, перекур, не жизнь, а рай. А он отказал, потому что он был амбициозный, потому что он понимал, что это болото. Помните любимый анекдот у экологов про лягушку, что если взять лягушку и посадить ее в миску с водой, из которой она может выпрыгнуть и медленно нагревать воду по какому-то закону, то можно из лягушки варить суп, она не выпрыгнет, ей будет комфортно, при чем она не будет ощущать того болевого порога, когда надо прыгать, вот если просто лягушку кинуть в кипяток или горячую воду, она прыг и убежит и будет жить, веселиться на природе, есть комариков, кузнечиков, а вот если ей так постепенно такие условия создать, то она превращается в кисель или в суп. И вот точно так же и люди, когда они попадают в атмосферу, где вроде всё, как у классика, «тепло и сухо», а только вот смотришь лет через 10 из товарища суп сварили, он уже не амбициозный, а потом если его работа накроется, то он же себе новой не найдет, во-первых, привычки уже нет шевелиться, во-вторых, и навык он уже потерял. Друзья, второй принцип йоги – не растрачивание сил по мелочам – это страшный принцип, иногда надо отказываться от очень больших денег, чтобы соблюдать этот принцип, иногда надо жить в бедности, чтобы соблюдать этот принцип, но в любом случае этот принцип гарантия того, что вы потом не  будете испытывать такую боль, которая вас заставит шевелиться, и гарантия того, что из вас потом суп не сварят.

 

Излишняя скромность.

 

13. Следующая тема, на которой люди срезаются со страшной силой, чисто психологическая. Это ощущение, что я маленький, сирый и убогий, ничего я не знаю, ничего я не умею, ничего я не понимаю. Это очень жесткая недооценка самого себя. Опять же это черта наша, у американцев ее никогда не было и вероятно никогда не будет. Один мой знакомый менеджер американец, рассказывал мне такой анекдот, не знаю правда это или не правда, он рассказывал про своего младшего брата, который только закончил школу и решил пойти себе карьеру сделать, а опыта никакого, а понятно, что если опыта нет, то кто ж его на высокооплачиваемую работу возьмет. Но он творчески подошел к этому, он написал в своем резюме все свои достоинства, показал себя в самом лучшем виде, что он готов выполнять все что угодно с завтрашнего дня, у него масса энергии, решимости и всего-всего, а в качестве подтверждения своего опыта, он добавил такою фразу, что учась в школе, он обеспечивал едой, обедами, всю школу, т.е. он не просто учился, а еще и работал, очень интригующая такая фраза, что вот он действительно имеет реальный управленческий опыт, он обеспечивал едой всю школу, как выяснилось, он помогал разгружать фургончик с обедами, когда тот приезжал и надо было подносы вытащить и в столовую отнести, и он вытаскивал эти подносы и таким образом действительно снабжал едой всю школу, т.е. он не соврал, он действительно имел к этому отношение, но как он это подал. В то же самое время я встречался с людьми, у которых был совершенно сумасшедший опыт в узкой специальности, и наш человек: «да я никто, да я ничего не делал, ну, вот только тот проект сделал государственный и тот, где отхватили три миллиарда, не-не, я ничего не умею…». Вот эта вот недооценка очень опасная, потому что у нас это считается хорошим тоном, быть скромным, но есть очень серьезная черта между скромностью нерешительностью и глупостью. У нас если разговариваешь с человеком, а он постоянно молчит, немногословен, он создает такое впечатление скорее положительное, вот он не высовывается, вот он такой воспитанный, у тех же американцев, если человек постоянно молчит, то это скорее признак тупости, что человек настолько дебил, что двух слов связать не может, и в первую очередь будут брать на ту же работу тех, кто говорит хоть что-то, во всяком случае говорить умеет, чем тех, кто молчит, потому что придется учить говорить. Это такая скользкая тема, и то крайность и то крайность, некрасиво и надувать свою личность и уничижать, должна быть какая-то разумная грань. Так вот в йоге я говорю: «Дорогой, ты уже узнал ту или иную йогу, а почему бы тебе не поделиться ею с другими страждущими?», а ситуации бывают самые разные, вот человек приехал из Нижнего Урюпинска, где слово «йога» плохо знают, а он сам занимается и вокруг него круг единомышленников, они с жаждой впитывают каждое его слово, а он им не помогает, потому что он считает, что еще пока не просветлился, еще пока по воздуху летать не умеет, как он может такое священное знание давать людям. А в результате вообще ничего делает. Вот эта излишняя скромность, где нужна активная работа, играет очень дурную службу в йоге. Все мы всё никогда не будем знать до самого просветления, только в момент просветления вы сможете сказать, что вот теперь я обладаю знанием того, знанием чего достигаются все знания. Но как вы понимаете до просветления очень долго, точнее мы должны рассчитывать на то, что достигнем его в этой жизни, но готовиться к тому, что придется еще 50 миллиардов жизней к нему стремиться. Но с другой стороны, чем быстрее человек помогает другим, тем быстрее вселенная помогает ему решить его проблемы. И вот еще одна такая большая масса робких людей, принижающих свою роль в истории (я согласен, что надо быть скромным, но скромность никогда не должна убивать дело)… Вот хорошо меня учили, хочешь – не хочешь, пинками под зад, причем, чтобы еще улыбался. Я, как вы понимаете, подзатыльников не даю, я могу только убеждать, а если человек не прислушивается к доводам, то ничего я не могу сделать.

 

Погоня за двумя зайцами.

 

14. Есть еще одна вещь, но она пересекается и с другой вещью. Человек говорит: «Да-да, ваша школа йоги чудесная, замечательная, но я планирую поехать в Индию, чтобы все по-настоящему было, чтобы в чалме, на слоне. Да, здесь у вас знания хорошие, древняя йога, у вас аксиоматика хорошая, но надо чтобы было обязательно всё» и начинает лихорадочно искать в Индии себе какой-нибудь ашрам или школу йоги, чтобы ему по сходной цене передали знания бесценные. Почему нет? Нельзя замыкаться на одной школе йоге, какой бы она не была, любая йога призывает вас к тому, чтобы вы были свободны, в нашей школе йоги принцип свободы – самый главный принцип, у нас вообще процесс обучения идет так, что как только 4 года отучился, есть этот обязательный ритуал отстранения человека, ему говорят: «Всё, Вася дорогой, мы тебе дали всё, теперь исчезни из поля нашего зрения, хочешь неси йогу дальше, хочешь забудь про нее, хочешь изучай борьбу нанайских мальчиков или чем еще хочешь займись», т.е. это священный принцип свободы воли. Иногда пытаются представить йогу, как секту или мафию, куда ты попал и никуда не вырвешься – это бред, в любой школе йоге обязательно наступает такой момент, когда учитель своего ученика коленом под зад в свободный полет и вот если после этого полета хоть что-то, типа хороших отношений, связывает ученика с учителем, то такой человек возвращается, но возвращается он уже на равных, т.е. ушел он как ученик, а приходит как друг, как соратник на пути, и отношение уже к нему не как к ученику, а как к равному. Свобода. Поэтому никто не мешает изучить после нашей школы еще 25 подходов разных. Но есть другая сторона, когда человек учится, учится, но постоянно думает, как он будет учиться там, т.е. это попытка сидеть на двух стульях одновременно, он хочет и здесь поучиться и чтобы там гуру в чалме и на слоне был, в Гималаях чтобы лама благословил, и он начинает бегать, прыгать, суетиться, в результате садится между двух стульев и не получает ничего. Ни там он не свой, ни здесь, ни здесь ничего не выучил, ни там ничего не выучил. Но у этого человека возникает такая особенность, как излишняя самоуверенность. Он уже думает, что он уже все знает, что у него уже все мыслимые и немыслимые посвящения есть, что он уже сам гуру, на самом деле он просто недоучка, потому что помните классическое выражение, «знание – это то, что остается после того, как всё выученное забыто», а уж к йоге это относится в первую очередь. Да, есть практики, да, есть техники, но практики и техники в йоге – это второстепенно, главное что-то запредельное, высшее, что невыразимо словами, почерпнуть это можно только как-то общаясь, только как-то живя этим, а если ты то тут, то там, то это плодит недоучек. Начинаю выяснять: «А собираешься ли ты куда-нибудь ехать в течение этих 4 лет?» - «Да, собираюсь в Индию» - ну что я могу сказать такому человеку, я же не могу сказать: «Не-не, не езжай в Индию» - я не имею права порабощать его свободу воли, но с другой стороны и меня поймите, я ему говорю так: «Либо ты сейчас едешь в Индию, там учишься, заканчиваешь и потом возвращаешься и учишься у нас, либо наоборот сперва учишься у нас и заканчиваешь, а потом едешь в Индию». Я понимаю, откуда рождается эта половинка на серединку, это от комплекса неполноценности, т.е. у человека всегда ощущение уходящей возможности, что «вот там есть эта возможность, надо туда скорее бежать», туда приходит, а это была только иллюзия и вот он бегает, прыгает – плохо.

 

Таинственное исчезновение.

 

15. Ну и последнее, как ни странно, это очень загадочное для меня явление. Официальные правила игры для всех тех, кто изучает для нас йогу в нашей школе следующие, что любой человек в любой момент времени без объяснения причин может приостановить или полностью прекратить обучение в школе йоги, но только с одним обязательным условием – он должен поставить нас в известность. Т.е. никто не будет спрашивать, почему, что понравилось, что не понравилось, или какие жизненные расклады, но обязательно поставь в известность, что «с такого-то числа я ухожу в бессрочный академический отпуск, вернусь в следующем воплощении», или «всё, друзья, надоела мне ваша концепция, по воздуху здесь никто не летает, сквозь стены не проходит, третьим глазом не смотрит, Кундалини не гоняет, пойду-ка я еще куда-нибудь» - никто не требует объяснений, но требуют всего лишь одного – предупредить. Т.е. ты предупредил и всё, т.е. ты как бы кармически развязался, а когда человек исчезает без предупреждения, то он сам не понимает, что после его ухода остается «резиночка» и нам она и мне лично она меньше всего нужна, а он вот пытается попасть в другую школу йоги и не понимает, что его нигде не берут, потому что там все чувствуют кармическую резиночку. Поэтому школа йоги – это никакая не секта, с таким же подходом можно обвинить и физиков-ядерщиков и сказать: «Вот она секта физиков-ядерщиков-маргиналов, замышляют что-то и вообще у них там период полураспада» или про математиков: «Вот они новое исчисление придумали, у них тайный клан, разговаривают только на своем языке, пишут только своими знаками – кванторами, который обычный смертный и прочить то не может. Мафия. Страшные люди». Йога в этом отношении – это аналог науки, хотя от науки она отличается методология йоги и методология науки – разные вещи, в науке допустим нет принципов гуманизма, т.е. в науке не оговаривается какими способами ты получил результат, получил результат и хорошо, т.е. можешь трупы человеческий вскрывать, чтобы узнать как организм устроен, а можешь живьем вскрывать, вдруг в момент смерти что-то исчезает. С точки зрения науки нет никакого принципа, который бы сказал, что вот эти знания получены грязным путем, а эти чистым и фактически там можно делать все, что угодно. В йоге другой подход, что лучше вообще не получать знаний, чем получать знания кармически обусловленные, т.е. лучше вообще ничего не знать, чем знать то, что ты получил за счет страдания других живых существ. Потому что карме не важно ученый ты, нобелевский ли лауреат, или головорез-маньяк, что посеял, то и пожнешь. Так вот йога – это никакая не секта, она ближе к науке, но только с морально-этическими ограничениями. Поэтому в любой момент человек может как прийти в йогу, так и уйти. Почему-то создается такое мнение, что йога – это секта, на самом деле я примерно догадываюсь откуда это, огромное количество сейчас стало сюда проникать организаций, они то ли религиозные организации, то ли йоговские, и вот попробуй там разберись, причем это все под таким очень жестким стандартом какого-то индуизма, как в Индии, и вот они пытаются здесь маленькую Индию сделать, и тут не поймешь то ли это секта, то ли это философский клуб по интересам, то ли еще что-то, ясно, что они всегда не виду, всегда громче всех кричат. Так вот в йоге есть такое положение: ваша личная свобода превыше всего, даже превыше йоги, если йога отбирает вашу свободу, выбросьте эту йогу, не нужна вам такая йога, йога может только дарить свободу, но никогда не отбирать. Поэтому можно в любой момент приостановить обучение и без объяснения причин исчезнуть. Но обратная сторона свободы – ответственность. Процесс обучения – сложный процесс, там очень много чего завязано, ну предупреди ты, позвони, письмо напиши, телеграмму пришли, а народ не делает это, и это очень странно. Самое для меня удивительное, что даже те, кто проходят по всем вышеперечисленным критериям, попадают к нам учиться, какое-то время даже отучиваются и вдруг потом человек исчезает в небытие и я не знаю, может он действительно растворился в самадхи, но если он там вне времени и пространства, то мог бы как-нибудь черкнуть или потусторонним голосом предупредить. На самом деле эта вещь не такая, чтобы смешная, это очень страшная вещь, это одна из самых утонченных негативных карм, но не буду про это говорить. А предупредил – свободен.

 

Вопрос: Что останется от человека, если все эти критерия отсечь, может быть это задача гуру сделать человек таким, какой нужен вам?

Вадим Запорожцев: Так вот, почему бы мне не пойти, не набрать бомжей, не помыть их, не научить читать и писать, и соответственно не сделать из них преподавателей йоги, которые с одной стороны будут прекрасно разбираться в традиции древней Индии, а с другой стороны будут вести вполне современный образ жизни. Во-первых, их долго надо будет учить современному образу жизни, а не образу жизни на помойке, второй момент, я боюсь что мне не хватить одной жизни, чтобы его выучить, вот представьте, вот он бомж, пускай это будет молодой бомж, значит, первые 20 лет своей жизни он непотребствовал, пусть свершится чудо и средняя продолжительность жизни будет 100 лет и остается всего лишь 80, понятно, что ему согласно канонам образа жизни йогов и йогинь, ему нужно будет оставить после себя наследство, у него желательно должна быть жена, дети, на случай, если вдруг умрет и чтобы опять бомжом не рождаться, на это уйдет какое-то время, потом учить читать, писать, надо школу закончить, тоже уйдет какое-то время, т.е. в результате этого периода может не хватить, я его буду вылизывать, а он хоп и ласты склеил, а йогу я не успел ему передать, и он не успел передать другим и всё, а кто виноват? А виноватым буду я, потому что я должен соблюдать второй принцип, который гласит – «не растрачивай силы и время понапрасну, жизненных сил и времени у нас достаточно, проблема заключается в том, что мы неграмотно используем все наши ресурсы, теряемся на мелочах тогда, как на более важные моменты уже не остается сил, нужно выбирать в своей жизни приоритеты, не размениваться на то, что не ведет нас к цели…», а т.к. моя цель – не дать йоге исчезнуть, т.е. готовить преподавателей, и понятно, что если я начну хвататься за бомжей, то я буду нарушать этот второй принцип йоги и ни мне не будет хорошо, ни бомжам, ни йоге, поэтому здесь я ограничен. Хотя есть поговорка: «у каждого грешника есть будущее, у каждого святого было прошлое», но к сожалению я должен рассчитывать свои силы и лучше я потрачу n-ое количество времени на то, чтобы отобрать лучших из лучших, чем вот так сразу же хвататься за первых попавшихся и пытаться из них сделать гуру, но на самом деле получается золотая середина, все равно получаются лучшие из худших, точнее из тех, что есть и среди них приходится выбирать. Как показывает общий процесс, это более эффективно, чем не соблюдать этот принцип, потому что если не соблюдать этот принцип, то жизни не хватит. Вот так бы я ответил на этот вопрос.

 

9. Ключевые слова: лекции по йоге, бесплатно скачать, аудио лекции, видео лекции, смотреть, слушать. текст лекции, фото, рисунки, Культурный Центр «Просветление», Открытый Йога Университет в Москве, школа йоги традиции Анандасвами, www.happyoga.narod.ru, www.openyoga.ru, www.yogacenter.ru, Вадим Запорожцев, Елена Зверева, Воропаева Марианна, йога, курсы преподавателей йоги, обучение на преподавателя йоги, подготовка преподавателей йоги, требования к будущим преподавателям йоги, кто не подходит для преподавания йоги, древняя традиция йоги, классическая школа йоги, что мешает людям стать преподавателем йоги, Вадим Запорожцев, ОЙУ, ОЙУМ, Открытый Йога Университет в Москве, хатха-йога, первый принцип йоги, второй принцип йоги, основные принципы йоги, Просветление, что такое йога, образ жизни йогов и йогинь, высочайшее знание йоги, карма, позитивная карма, негативная карма, нейтральная карма, учитель йоги,  учителя йоги, цель йоги, свобода, счастье, занятия йогой, природа кармы, природа майи, природа ума, школа йоги, школы йоги, принцип разума, майя, неведение, преодоление неведения, человек без кармы, помощь всем живым существам.

 

 

10. Контрольные вопросы.

Составитель: Воропаева Марианна

 

1. Может ли в нашем мире жить человек без кармы?


а) Нет, поскольку наш мир подчиняется законам причины и следствия
б) Он может иметь только положительную карму
в) Да
г) Да, большинство людей в нашем мире не имеют кармы


2. Может ли знание йоги полностью исчезнуть?


а) Нет, это невозможно в принципе
б) Это зависит от ряда факторов
в) Нет, знание йоги может исчезнуть только в одной конкретной стране
г) Да, если ничего не делать и не пытаться его сохранить

3. Как на данный момент обстоит дело со знанием йоги?


а) Оно активно развивается, поскольку йога становится все более популярной
б) Оно стремительно исчезает
в) Знание йоги остается в неизменном виде
г) Знаний йоги с каждым годом становится все больше и больше

4. Что должен уметь сочетать в себе преподаватель йоги?


а) Знание древней традиции йоги и умение вести вполне современный образ жизни
б) Знание санскрита и английского языка
в) Стремление к славе и стремление к Просветлению
г) Умение летать по воздуху и на обычном самолете

5. Можно ли получать все новые знания йоги, ничего не отдавая взамен?


а) Да, если у вас много денег
б) Да, если у вас положительная карма
в) Можно, но только у учителя, достигшего самадхи
г) Нет

6. Какая основная причина может помешать человеку стать преподавателем йоги?


а) Эгоизм
б) Альтруизм
в) Слишком развитый интеллект
г) Развитая интуиция

7. Что обязательно должен делать человек, обучающийся на преподавателя йоги?


а) Заниматься йогой дома
б) Работать по распространению йоги
в) Раздавать милостыню
г) Делать стойку на голове не менее 2 минут в день

8. Можно ли засчитать кандидату в преподаватели опыт, который он получил, обучаясь в другой школе йоги?


а) Не только можно, но и нужно!
б) Нет, поскольку переучивать еще сложнее
в) Только если он предоставит соответствующий сертификат
г) Смотря в какой школе йоги он учился

9. Надо ли преподавателю йоги соблюдать 1 и 2 принципы йоги?


а) Это не обязательно, главное, он должен уметь о них рассказать
б) Только первый принцип
в) Только второй принцип
г) Да, конечно!

10. Должен ли преподаватель йоги владеть современными компьютерными технологиями?


а) Не обязательно
б) Это только вредит
в) Да, крайне желательно
г) Обязательно! Это ключевой навык преподавателя йоги

11. Если человек во время обучения на курсах преподавателя йоги планирует на полгода поехать в Индию, о чем это говорит:


а) Он истинный приверженец йоги!
б) Он не соблюдает первый принцип йоги
в) Он не соблюдает второй принцип йоги
г) Это будущий великий учитель йоги

12. Можно ли знание йоги адаптировать к современной цивилизации?


а) Да, это крайне необходимо сделать
б) Нет, знание йоги должно сохраниться в том виде, в котором оно было 500 лет назад в Индии
в) Знание йоги уже адаптировано к современным условиям
г) Сначала надо узнать мнение большинства людей на этот счет

13. Обязан ли преподаватель нашей школы разбираться в традициях других школ йоги?


а) Да, это его прямая обязанность
б) Конечно, чтобы можно было сравнить несколько школ
в) А как иначе он объяснит разницу людям, которые приходят на занятия?
г) В этом нет необходимости

14. Может ли лень мешать обучению йоге?


а) Да, такому человеку обычно быстро надоедает бескорыстная работа
б) У человека, изучающего йогу, не может быть никаких недостатков - он совершенный йогин
в) Обычно больше мешает ревность, а не лень
г) Нет

15. Должен ли преподаватель йоги быть скромным?


а) Конечно, он должен быть предельно скромным
б) Да, но он не должен самоуничижаться
в) Ни в коем случае
г) Только в общении со своими единомышленниками

16. Что категорически не должен делать человек, обучающийся на преподавателя йоги?


а) Пропускать занятия
б) Преподавать крия-йогу
в) Исчезать без предупреждения
г) Заниматься другими видами спорта

 

 

11. Ответы на контрольные вопросы.

Составитель: Воропаева Марианна

 

1в, 2г, 3б, 4а, 5г, 6а, 7б, 8б, 9г, 10в, 11в, 12а, 13г, 14б, 15б, 16в.

 

 

 

   

Занятия Йогой в Москве

Хатха Йога

Hosted by uCoz
 

Всю информацию с сайта Вы может использовать, как захотите. Желательно при этом делать ссылки на наш сайт www.happyoga.narod.ru

 

 Яндекс цитирования

Hosted by uCoz